(Сысоевич; ок. 1607 - 20.12.1690, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. В одном из списков «Угличского летописца» кон. XVIII в. сообщается, что И. происходил из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей угличскому в честь Воскресения Христова мужскому монастырю. И. рано остался сиротой и поселился при Воскресенском мон-ре, был служителем мон-ря, затем принял монашеский постриг (ГМЗРК. Р-48. Л. 116 об.). Синодики ростовского Успенского собора, ростовских и угличских обителей содержат имена родственников И., список начинается со схимника Кирилла. Имя Сысой, следующее после имени Кирилла, во всех синодиках названо без указания на духовный сан, из чего следует, что отец И. не был священником. По преданию, известному из публикаций 80-х гг. XIX в. ростовского краеведа А. А. Титова, к-рый заимствовал сведения о происхождении И. из рукописей А. Я. Артынова, И. происходил из семьи свящ. Сысоя, служившего в храме на погосте близ дер. Ангелово, за оз. Неро, в 10 верстах от Ростова. На родине И. построил «замысловатую деревянную церковь, имевшую с галереями 365 окон и сгоревшую в XVII в. от молнии» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 21). Постриг И. принял в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре, впосл. был иноком угличского Воскресенского мон-ря, архимандритом ростовских обителей - Белогостицкой и Богоявленской.
К 1652 г. И. являлся архимандритом ростовского Богоявленского мон-ря. После кончины патриарха Иосифа (15 апр. 1652) И. был одним из 12 «мужей духовных», выдвинутых в качестве кандидатов на Патриарший престол. 25 июля 1652 г. патриархом был избран Никон, а менее чем через месяц, 15 (или 22) авг. того же года, он возглавил хиротонию И. в митрополита Ростовского и Ярославского. 30 дек. 1652 г. И. был одним из духовных лиц, освидетельствовавших по распоряжению патриарха Никона мощи прп. Даниила Переславского. И. установил в Ярославле ежегодный крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери в память о чудесном прекращении эпидемии чумы, свирепствовавшей здесь в 1654 г. Ростовский митрополит активно участвовал в проведении богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном, присутствовал на Соборах 1654, 1656 гг., занимавшихся вопросами исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. И. принимал меры против старообрядцев: Силки Богданова и его учеников, объявившихся в Ростове на посаде (Румянцева. 1986. С. 133-136, 223-225).
В 1663 г. И. заседал в комиссии, учрежденной для рассмотрения дела патриарха Никона (в 1658 патриарх оставил престол и поселился в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре, в 1660 он был лишен сана Собором рус. архиереев). Со 2 сент. по 18 дек. 1664 г. И. являлся местоблюстителем Патриаршего престола, сменив Сарского и Подонского митр. Питирима, ставшего Новгородским и Великолукским митрополитом (впосл. патриарх Московский и всея Руси). В ночь с 17 на 18 дек. 1664 г., во время службы в московском Успенском соборе, к-рую возглавлял И., неожиданно в храм вошел Никон в сопровождении мн. людей. Бывш. патриарх потребовал, чтобы И. подошел под благословение, тот исполнил требование, после чего под благословение к Никону подошли все духовные лица и мн. миряне. 18 дек. началось следствие в связи с приездом Никона в Москву. Царь Алексей Михайлович был разгневан поступком И. и приказал рассмотреть действия местоблюстителя архиерейскому Собору, к-рый был созван в Патриаршей крестовой палате 22 дек. Архиереи признали И. виновным, он должен был поклясться, что не имел никакого согласия и совета с бывш. патриархом и принял от него благословение, «будучи устрашен его внезапным пришествием и одержим ужасом». 10 февр. 1665 г. в Москве состоялся Собор, на к-рый прибыли почти все рус. архиереи и митрополиты Газский Паисий (Лигарид) и Сербский Феодосий. Собор вновь допросил И., и местоблюститель попросил прощения за свой проступок. Собор постановил: «Митрополиту Ионе блюстителем соборной апостольской Церкви впредь не быть, а в том его внезапном погрешении быть свободным и в соборной церкви в своей ему прежней степени сообщаться и служить невозбранно» (Дело о патриархе Никоне. 1897. С. 176). Разбирательство дела И. окончилось грамотами, разосланными царем Алексеем Михайловичем архиереям в марте 1665 г.: «Митрополиту Ионе быть на митрополии его в Ростове, а на Москве соборной апостольской Церкви блюстителем быть Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому» (Там же. С. 178). Происшествие в Успенском соборе дало основание Н. Н. Воронину предположить, что И. оставался сторонником идей Никона после удаления последнего (Воронин. 1933). Д. М. Буланин считает это предположение необоснованным, грамота И. с резкими выпадами против незаконного проклятия Никоном Крутицкого митр. Питирима противоречит выводам Воронина.
И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II. В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича, в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» (Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии.
С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь. В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы (Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у. // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре, Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).
При И. был украшен кафедральный Успенский собор (1508-1513), к которому было пристроено южное крыльцо, в 1659 г. оно было расписано ярославскими иконописцами Севастьяном Дмитриевым и Иосифом Владимировым. Для росписи Успенского собора в 1670-1671 гг. И. испросил у царя Алексея Михайловича лучших иконописцев - костромских мастеров под рук. Гурия Никитина и ярославских во главе с Севастьяном Дмитриевым (росписи сохранились только в алтаре и в жертвеннике собора). Вскоре после 1686 г. И. отождествил чудотворную икону из сказания Киево-Печерского патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком Владимирской иконы Божией Матери. В нише алтаря Успенского собора, за Владимирской иконой, в иконостасе было исполнено настенное изображение прп. Алипия Киево-Печерского, иконописца, к-рый был автором этой иконы. При Успенском соборе построили каменную колокольню, для нее было изготовлено 12 колоколов, «весу в одном две тысячи, в другом тысяча, в третьем пятьсот, в четвертом сто сорок, в пятом сто двадцать пять пуд, в шестом восмьдесят пуд, а досталные без весу» (Там же. Л. 30). До наст. времени дошло неск. ростовских звонов, наиболее древний из них - «Ионинский», отличающийся особой торжественностью, по преданию, создан при И.
В 70-80-х гг. XVII в. рядом с Успенским собором был воздвигнут архитектурный ансамбль архиерейского дома («Ростовский кремль»), обнесенный каменными стенами с надвратными храмами; на юж. и зап. стенах устроены церкви с папертями: Воскресения (1670) и во имя ап. Иоанна Богослова (1683). Напротив митрополичьих келий, на месте сгоревшей деревянной церкви, построен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спас на Сенях) (1675). Сохранилась подробная опись архиерейского дома, составленная через неск. дней после смерти И. Возле архиерейского дома, в приписном Григорьевском мон-ре, был сооружен собор во имя свт. Григория Богослова. Уникальными по мастерству, иконографии и программе являются настенные росписи храмов архиерейского дома, выполненные костромскими, ярославскими и ростовскими иконописцами, среди к-рых были Гурий Никитин, Севастьян Савин, Сила Дмитриев, ростовский свящ. Тимофей и др. В составлении иконографической программы росписей принимал участие И.
Труды И. были оценены патриархом Иоакимом (Савёловым), удостоившим Ростовского митрополита права «священный саккос носити и белый клобучец, подобен греческому, по чину Греческия Церкви» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 14). Сохранилось праздничное облачение И., выполненное в строгановских мастерских: саккос 1665 г. (ЯИАМЗ), клобук, омофор (ГМЗРК). В собр. ГМЗРК хранится литургический серебряный набор - вклад И. в ростовский Успенский собор. Для ризницы И. «построил» 7 архиерейских митр (3 золотых, 4 серебряных), украшенных драгоценными камнями и жемчугом; 16 панагий (5 золотых, 11 серебряных) с драгоценными камнями и жемчугом; 11 омофоров, 4 из к-рых «низаны жемчугом»; 40 саккосов, 7 из них «низаны драгоценными камнями и жемчугом»; 7 палиц (3 украшены жемчугом); 8 епитрахилей, «низанных жемчугом»; 3 креста с драгоценными камнями и жемчугом (2 золотых, 1 серебряный) (Там же. 1890. С. 14).
Б-ка И., включавшая более чем 300 рукописных и печатных книг, хранилась в архиерейском доме в неск. дубовых «сундуках и коробьях» (Опись архиерейского дома 1691 г. Л. 25, 77, 77 об. 84, 86, 126). В книгохранительнице кафедрального Успенского собора было собрано ок. 200 книг, из них ок. 150 рукописных. Кроме лит-ры богослужебного назначения в описи архиерейского дома указаны печатные книги «Скрижаль», Киево-Печерский патерик, Летописец киевский, «Мир с Богом» киевской печати, «Библия немецкая в лицах», Маргарит и др. Имелись сочинения по истории: Летописец Московского государства, «Книга степенная царского родословия», 3 книги Хронографа.
По собственному прошению от 5 июня 1690 г. И. был уволен на покой и вскоре скончался; погребен в ростовском Успенском соборе у юж. стены (1-е захоронение от алтаря).
Как архипастыря И. характеризует «Окружное послание», написанное им при восшествии на митрополичью кафедру, к-рое исследователи считают одним из лучших образцов этого жанра. И. подчеркивает значение Свящ. Писания для духовной жизни человека, призывает священников читать и толковать пастве «Божественные писания», а если «поп или диакон не учит людей, от чина своего да извержится», совершать чинопоследования «единогласно и не борзяся, со всяким благоговением». Архимандриты и игумены «чтобы в своих мон-рях учили б каждого». Монахи и приходские священнослужители должны иметь духовных отцов. Архиерей обязывает монахов и мирян трижды в году приступать к таинствам покаяния и причащения. В послании содержатся предупреждения об опасности распространения старообрядчества, обличение пьянства как среди мирян, так и среди духовенства. И. призывает паству к церковному единству и послушанию священникам («церковникам»).
После освидетельствования в 1652 г. мощей прп. Даниила Переяславского И. послал «епистолию» царю и патриарху. Возможно, митрополит редактировал уже записанные чудеса этого святого или собрал сведения о чудесах от его мощей. Сохранилось значительное число благословенных грамот И. духовенству епархии и отчасти его переписка с современниками.
Известно 5 портретов И., хранящихся в собрании ГМЗРК. Наиболее ранний, предположительно кон. XVII в., написанный масляными красками на холсте (50×41 см), послужил образцом для создания других. Документальные упоминания о его бытовании в составе портретной галереи сохранились в описях Ростовского архиерейского дома с 1765 г. После перевода в 1788 г. митрополичьей кафедры из Ростова в Ярославль портрет был оставлен в бывш. архиерейском доме «за ветхостью без внимания» (Колбасова. 2004. С. 115). Первые сведения о нем опубликованы в 1855 г., когда портрет находился у свящ. Алексия из Одигитриевской ц. в Ростове ([Никольский Ф. Я.] Портрет Ростовского митр. Ионы // Ярославские ГВ. 1855. № 10. Ч. неофиц. С. 65-67). Затем он хранился у ростовского купца, коллекционера П. В. Хлебникова, в 1919 г.- в собрании А. А. Титова (Архив ГМЗРК. А-539. Л. 4 об., 15). В числе первых портрет указан в списке произведений, необходимых для передачи в Ростовский музей церковных древностей, куда поступил в 1921 г.
На портрете И. изображен оплечно, фронтально, взгляд устремлен на зрителя, лицо с широкими скулами и впалыми щеками; с небольшими зеленовато-карими глазами с тонкими ресницами; с седыми и густыми, широкими у переносицы бровями; волнистые с серебристым оттенком волосы до плеч; седые длинные усы и широкая окладистая борода, разделенная на пряди. Архиерейская шапка (митра) И. с дробницами (в центре крест), отороченная белым мехом, и ворот темно-вишневого саккоса расшиты серебряными и золотными нитями, драгоценными камнями и мелким жемчугом. Поверх светлого омофора с розовой каймой (видны фрагменты красно-коричневых крестов) - золотая цепь панагии. На светло-охристом фоне по сторонам от фигуры сделана надпись красной охрой: « (н) (т)» (Иона митрополит).
Сведения технико-технологических исследований портрета содержатся в реставрационном паспорте 1989 г. (ГМЗРК). При реставрации был удален верхний слой записи (очевидно, XVIII в.), описанный в статье 1855 г., на основе которого делались повторения портрета в сер. XIX в. Автор использовал художественные приемы, типичные для иконописи и монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Особенности тканой основы (домотканый крупнозернистый узкий (50-52 см) холст прямого переплетения) характерны для парсуны. Лицо моделировано светлой охрой по зеленовато-оливковому санкирю, интенсивная подрумянка расположена по краям лба и на щеках, красная охра добавлена при написании верхних век и крыльев носа; краски положены корпусно. Цвет глаз определен иконописной традицией, где не было голубых и серых глаз, характерных для рус. населения (Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008. С. 48-49). Лаконичность, укрупненность форм, нек-рая упрощенность приемов характеризуют автора как мастера монументальной росписи. Стилистические особенности, колористическое решение портрета указывают на близость к стенописям церквей Ростовского архиерейского дома, созданным в 70-80-х гг. XVII в. ярославскими, костромскими и ростовскими мастерами. Известны примеры изображения царей и патриархов в монументальной живописи этого времени: портреты царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в росписи 1684 г. Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (артель Гурия Никитина, работавшая в Ростове в 70-х гг. XVII в.), образы рус. патриархов 1707 г. письма костромских мастеров в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве и др. (Корнюкова Л. А. Иконный портрет в монумент. живописи XVII в. // Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Кат. выст. / ГИМ. М., 2004. С. 26-29).
Раскрытый при реставрации портрет И. не является авторским, под ним имеется более ранний слой масляной живописи. В результате физико-оптического исследования портрета (ВНИИР) было выявлено, что рисунок верхнего и нижнего слоев живописи не совпадает: в первоначальном варианте архиерейская шапка изображена ниже, ее тулья и опушь, очертания волос шире, борода существенно меньше, контуры плеч выше. Скорее всего, портрет был создан при жизни И., во время его частых пребываний в Москве. Поновление могло быть осуществлено в последние годы жизни И. или вскоре после его кончины. В кон. XVII в. нередко писали портрет «во успении», т. е. после смерти, но портретируемого изображали живым. Мастер, выполнивший запись, ориентировался на авторский образ.
В XIX в. было создано 3 портрета И., что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и поврежденного» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно - точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города» (Никольский. 1855. С. 67). Написанный вскоре по заказу Хлебникова портрет И. в 1858 г. был отослан в дар Ярославскому архиерейскому дому (Колбасова. 2004. С. 116). В 1883 г. он был подарен архиеп. Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) на открытие Ростовского музея церковных древностей (упом. см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 298).
На портрете ок. 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки И. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. И. написан в богослужебном облачении (на нем митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой - высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г. (Титов. 1885), затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера - «А. З.». Эстамп отличается от живописного образца нек-рыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др.
После публикации в 1855 г. сведений о раннем портрете И. один из лучших ростовских мастеров скопировал оригинал в технике живописи по эмали на медной основе (в 1884 эмалевый образ поступил в Ростовский музей церковных древностей из ц. Спаса на Сенях). Узнаваемы лицо И. с седыми, тонко проработанными волосами и окладистой бородой, рисунок архиерейской шапки. В трактовке личного сочетаются приемы иконописи и академической светотеневой моделировки. Фиолетовый фон написан пунктиром, с более темной надписью: « (т) (т)».
В 1988 г. появился миниатюрный эмалевый поясной портрет И. на круглой крышке коробочки (худож. Л. Д. Самонова, ювелир А. А. Власычев). И. представлен в аналогичном облачении, в левой руке - жезл, персты десницы указывают на Ростовский кремль, расположенный позади иерарха. На фоне среди невысоких зеленых деревьев видны соборная звонница с колоколами и башни кремля, построенного И. На облачном небе помещена надпись: «Иона Сысоевич». Все известные изображения И. сохраняют черты портретного сходства, в них использована единая иконографическая схема, восходящая к прижизненному портрету.